вторник, 25 июня 2019 г.

Эффект Манделы. Дивлюсь я на небо

Подсказали в комментариях про ещё одну коварную замену автора у известного стихотворения. По типу того, которое произошло с "гвозди бы делать из этих людей", когда вместо Маяковского автором этой фразы стал некто Тихонов. На этот раз речь идёт об украинской поэзии 19-го века.
Дивлюсь я на небо - та й думку гадаю:
Чому я не сокіл, чому не літаю?
Чому мені, Боже, ти крила не дав?
Я б землю покинув и в небо злітав.
Я всегда думал, что это Т.Г. Шевченко, а оказалось, что М.М. Петренко, который тоже жил в 19-м веке, и о котором я никогда прежде не слышал. Более того, прочитав полный текст стихотворения, я вдруг увидел, что знаю только первые две строчки, а остальное для меня полностью в новинку. И я никак не смог вспомнить, что же там дальше было, хотя учил стихотворение в школе. Всё точно, как с "гвоздями".

В украинской Википедии сказано, что это даже не стихотворение, а песня. И описан один подозрительный нюанс. На самом деле Шевченко действительно приложил к нему руку, но не в качестве автора, а редактора. Он записал его в свой альбом, потому что оно ему понравилось, и записал немного по-своему. Цитата из той же статьи в Википедии:
1876-го року думу було надруковано у львівській «Правді»[11] в рубриці «З недрукованих ще поезій Тараса Шевченка». Згаданий текст було знайдено в альбомі Тараса Шевченка, куди Кобзар інколи записував вірші, що йому сподобались. Це і спричинило літературну помилку, яку невдовзі, на сторінках львівського журналу «Зоря» 1887-го року, виправив Олександр Кониський. Але дехто і сьогодні помилково вважає Тараса Шевченка автором цього вірша.
Действительно, множество людей ошибочно считает Шевченко автором стихотворения. Иногда доходит даже до смешного. Вот, что пишут в статье 2013 года:


Какой конфуз! А всё потому, что наш человек, мандельщик, только тогда он этого не знал. И, поскольку заблуждение прочно закрепилось в народе, то недостатка в подобных примерах не наблюдается:





Одного не пойму. Если это был не Шевченко, то чего ради мы учили это стихотворение в школе? Только из-за того, что оно оказалось в альбоме у Шевченко? Причём, учили мы их обычно не просто так, а заодно изучали биографию авторов. И если уж брались за авторов, то не за абы кого, а известных. Тарас Шевченко, Леся Украинка, Иван Франко. А тут какой-то Петренко. Что он ещё написал, кроме этого стихотворения, кто-нибудь знает?

5 комментариев:

  1. Мало украинцев среди читателей. Так как это стихотворение действительно учили в школе в определенном географическом регионе.

    Надо поляков поспрашивать как их Адам Мицкевич, не поменял ли слова и не утратил ли авторство произведений своих?

    Пушкина уже мандела "обтрогала" всего, за Тараса Григорьевича Шевченко еще с "Поворотись-ка ти синку!" ("Тарас Бульба") взялась.
    Теперь вот "Дивлюсь я на небо". Никогда особо мне эта песня не нравилась, такая просительная и жалости к себе несчастному много, что не дали, не додали. За то и не любилась в школе.

    Окружающим, кстати, пофиг на это, когда спрашиваю об асторстве стиха. Ну как обычно.

    А про доказательство авторства Шевченко для "Дивлюсь я на небо" - ссылка на рассказ о депутате. Этим уже не докажешь ничего. Дело в том, что задолго до, запущена была в сми тема тупости молодежи и тупости и необразованности депутатов. Авктивно в прессе муссировали как известный всем чиновник-проФФессор Ахматову Ахметовой назвал, имя перепутал и профессию ее не узнал. Другой неверно стихи приписал другому автору. Чего уж с необразованных взять. Так что тут всегда можно эти высказывания их спихнуть, на необразованность. Кстати, первое объяснение скептика. Но скептику ничего ж и вовсе доказывать не стоит.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Среди тех, кого я лично опросил, часть сказала, что это Шевченко, другая часть - что кто-то другой, но точно не Шевченко, а третья часть затруднилась с ответом. Так что да, в подавляющем большинстве люди или не знакомы с этим стихотворением, или не связывают его с Шевченко.

      Удалить
    2. У меня среди знакомых все утверждают, что это Шевченко без вариантов. В школе учили и все такое...

      Удалить
    3. Пусть поищут теперь в своих старых школьных учебниках :)) Жаль, я в своих посмотреть уже не могу, не сохранились, сдал в школу обратно.

      Удалить
  2. https://m.ok.ru/dk?st.cmd=altGroupPhotoComments&st.ord=off&st.groupId=52742272778379&st.phoId=886500161163&st.albId=53354288775307&_prevCmd=actionBus&tkn=9306#lst

    ОтветитьУдалить